26.04.2024

Представительная власть нового типа

Развитию парламентаризма на региональном уровне положил начало Указ Президента России 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти местного самоуправления в Российской Федерации»,

Развитию парламентаризма на региональном уровне положил начало Указ Президента России 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому на местах стали избираться законодательные собрания и думы.

Через два года в Дагестане было сформировано Народное Собрание Республики Дагестан первого созыва (1995–1999 гг.). Первая сессия нового республиканского парламента состоялась 18 апреля 1995 года. Эту дату можно считать началом функционирования в республике представительной власти нового типа, дальнейшего развития демократии и парламентаризма, когда деятельность государственной власти в республике стала строиться на важнейшем конституционном принципе разделения властей.

Становление республиканского парламента проходило в непростых условиях. Как и во всей стране, в тот период в Дагестане накопилось множество нерешенных экономических, политических и социальных проблем, большинство из которых были обусловлены системным кризисом во всех сферах нашей жизни. Этот период характеризовался также обострением межнациональных отношений. Меры, принятые органами государственной власти и местного самоуправления, позволили сохранить единство и целостность Республики Дагестан в составе Российской Федерации, обеспечить межнациональное и межконфессиональное согласие.

Выборы в Народное Собрание второго созыва (1999–2003гг.) состоялись в марте 1999 года. Это был сложный и ответственный период в жизни России и Дагестана, связанный с нападением на республику вооруженных бандформирований с территории Чеченской Республики. Парламент республики не только принял активное участие в мобилизации дагестанцев на отражение агрессии, но и своей законотворческой деятельностью способствовал обеспечению безопасности республики и страны. В сентябре 1999 года был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».

Работа депутатов третьего созыва (2003–2007 гг.) также была достаточно напряженной и сложной. Проведена большая работа по приведению законодательства республики в соответствие с федеральным. Были приняты законы о местном самоуправлении, о статусе и границах муниципальных образований, о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях, о защите прав ребенка, о социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жертв политических репрессий, о выплате ежемесячных пособий на ребенка, об оплате труда работников государственных учреждений, социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан в сельской местности и поселках городского типа и другие – всего 120 законов.

Республиканский парламент четвертого созыва (2007–2011гг.) отличался от предыдущих тем, что он был сформирован по партийному принципу и представлен 72 депутатами, которые входили в депутатские фракции от политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Патриоты России». В парламенте представлены все народы, города и районы республики, что для многонационального Дагестана очень важно.

Шло постоянное совершенствование бюджетного законодательства. В частности, изменилась процедура принятия бюджета, который с 2009 года стал приниматься на трехлетний период. За последние годы было утверждено более 30 республиканских целевых программ и приняты законы, направленные на повышение уровня и качества жизни дагестанцев, усовершенствована правовая база для инвестиций и предпринимательской деятельности, приняты законы по развитию политической системы и повышению качества управления.

Работа в пятом созыве (2011–2016 гг.) была направлена на законодательное обеспечение проводимых в республике преобразований, реализацию посланий Президента страны Федеральному Собранию и посланий Главы республики Народному Собранию, а также приоритетных проектов развития республики.

Укрепилась взаимосвязь между законодательными и исполнительными органами власти, усилились контрольные функции парламента. Депутатами регулярно заслушивались отчеты о деятельности Счетной палаты и министра внутренних дел. О своей деятельности ежегодно докладывал Народному Собранию Уполномоченный по правам человека в республике. В рамках «правительственного часа» заслушивалась информация руководителей органов исполнительной власти.

С 2013 года была введена практика выступления на сессиях представителей партийных фракций по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам, что дало им возможность довести общественно значимые проблемы до руководства республики.

За время пятого созыва состоялись 63 сессии, на которых были приняты 580 законов и 577 постановлений, систематически проводились парламентские и общественные слушания, в которых принимали участие представители общественных, молодежных и религиозных организаций, экспертного сообщества.

В числе приоритетных задач парламента шестого созыва (2016–2021 гг.) оставалось совершенствование законодательства в социальной сфере. Так, были приняты законы, направленные на поддержку категорий граждан и семей, нуждающихся в особом отношении государства, а также на усиление защиты прав детей, многодетных семей, молодежи, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые была начата работа по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья инвалидам первой группы и семьям, имеющим детей-инвалидов. Благодаря этому 730 семей, годами ждавшие своей очереди, смогли улучшить жилищные условия.

В шестом созыве продолжалась активная работа депутатского корпуса со своими избирателями: каждый парламентарий регулярно проводил прием граждан, встречался с ними и помогал конкретными делами. В парламент республики поступило более 10,5 тысячи обращений от дагестанцев. Все они рассмотрены в соответствии с законодательством, заявителям оказано содействие в решении поднимаемых вопросов.

Парламентом шестого созыва проведено 60 сессий, было принято 547 законов и 459 постановлений Народного Собрания. В порядке законодательной инициативы в Государственную Думу было внесено 5 проектов федеральных законов.

Сейчас в республике работает парламент седьмого созыва. Буквально на днях состоялась 32-я сессия, на которой было рассмотрено более 30 вопросов.

Гази Гасайниев

Последние новости

Сергей Меликов обратится к парламенту Дагестана

фото: t.me/sultanhamzaev 22 мая  Администрация главы Дагестана  сообщила , что в среду,  29 мая,  глава Дагестан выступит с посланием Народному Собранию Дагестана.

Какие корректировки будут внесены в республиканский бюджет

На заседании Правительства РД под руководством премьер-министра Абдулмуслима Абдулмуслимова обсудили внесение изменений в Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2024 год и на плановый

Новый мировой судья принял присягу

В Ленинском районном суде г.Махачкалы состоялась торжественная церемония принесения присяги мировым судьей судебного участка № 97 Ленинского района г.Махачкалы Мусаева Рустама Гаджимамедовича,

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *